Здесь вы можете найти и скачать цитаты Протагор
Протагор цитаты, мысли, афоризмы, высказывания
Упражнение дает больше, чем хорошее природное дарование.
ПротагорО богах я не могу знать, есть ли они, нет ли их, потому что слишком многое препятствует такому знанию, — и вопрос темен, и людская жизнь коротка.
ПротагорЧеловек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют.
ПротагорВсе подобно всему в каком-нибудь отношении.
ПротагорО богах я не могу знать ни того, что они есть, ни того, что их нет… ибо много препятствий знаю: и неявленность предмета и краткость человеческой жизни.
ПротагорОбразование не дает ростков в душе, если оно не проникает до значительной глубины.
ПротагорЧеловек есть мера всех вещей: существующих - что они существуют, несуществующих - что они не существуют.
ПротагорЧеловек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют.
ПротагорУпражнение, друзья, даёт больше, чем хорошее природное дарование.
ПротагорЧто каждому кажется, то и достоверно
ПротагорЧеловек есть мера всем вещам — существованию существующих и несуществованию несуществующих.:375
ПротагорДуша есть чувства и больше ничего.:375 — (об этом высказывании Протагора пишет также и Платон в своём диалоге «Феэтет»)
ПротагорО богах я не могу знать, есть ли они, нет ли их, потому что слишком многое препятствует такому знанию, — и вопрос тёмен, и людская жизнь коротка.:375
ПротагорПротагор был изобретателем подкладки, которую носильщики подкладывают под свою ношу.:376
ПротагорДействительно, и чувственно воспринимаемые линии не таковы, как те, о которых говорит геометр (ибо нет такого чувственно воспринимаемого, что было бы прямым или круглым именно таким образом; ведь окружность соприкасается с линейкой не в [одной] точке, а так, как указывал Протагор, возражая геометрам); и точно так же движения и обороты неба не сходны с теми, о которых рассуждает учение о небесных светилах, и [описываемые ею] точки имеют не одинаковую природу со звёздами.
ПротагорДалее, если относительно одного и того же вместе было бы истинно всё противоречащее одно другому, то ясно, что все было бы одним [и тем же]. Действительно, одно и то же было бы и триерой, и стеной, и человеком, раз относительно всякого предмета можно нечто одно и утверждать и отрицать, как это необходимо признать тем, кто принимает учение Протагора. И в самом деле, если кто считает, что человек не есть триера, то ясно, что он не триера. Стало быть, он есть также триера, раз противоречащее одно другому истинно.
ПротагорВ той области, которая относится к слову, есть один частный вопрос — внешние способы выражения. Знание их есть дело актёрского искусства и того, кто руководит театральной постановкой, например, как выразить приказание, как мольбу, рассказ, угрозу, вопрос и ответ и т.п. Знание или незнание этого не вызывает к поэтическому произведению никакого упрёка, который заслуживал бы серьёзного внимания. В самом деле, какой ошибкой можно было бы признать то, в чём Протагор упрекает (Гомера), будто он, думая, что умоляет, приказывает, сказав: «Гнев, богиня, воспой». (Протагор) говорит, что поставить в форме повелительного наклонения слова, обозначающие делать что-нибудь или не делать, — это приказание. Поэтому следует оставить этот вопрос, как относящийся не к поэтике, а к другой науке.
ПротагорОн же первый ввёл в употребление сократический способ беседы; и первый применил в споре антисфеновский довод, по которому должно получаться, что противоречие невозможно (так сообщает Платон в Эвфидеме); и первый указал, как можно оспорить любое положение. ... И это он выделил четыре вида речи — пожелание, вопрос, ответ и приказ.:376
ПротагорПрекрасно, Эмпедокл: я иду за тобою до самого жерла Этны. Но на другой стороне стоит Протагор и удерживает меня, говоря: предел и мера вещей есть человек; что подлежит чувствам, то действительно существует, а что не подлежит им, того нет на самом деле. Прельщённый такою речью Протагора, я в восхищении от того, что он всё, по крайней мере, наибольшую часть представляет человеку.
Протагор...к чему с молодости привыкнешь, от того и в старости не скоро отвыкнешь. Также urit mature, quod vult urtica manere, то-есть и крапива молодая жжет. Так некогда из одного беремя дров, которые Протагор, будучи ещё мальчиком, связал, приноравливая к своим плечам, узнал Демокрит, что в нём великая острота разума находится.
ПротагорПроходя протекшие времена и столетия, мы везде обретаем терзающие черты власти, везде зрим силу, возникающую на истину, иногда суеверие, ополчающееся на суеверие. Народ афинский, священнослужителями возбужденный, писания Протагоровы запретил, велел все списки оных собрать и сжечь. Не он ли в безумии своём предал смерти, на неизгладимое вовеки себе поношение, вочеловеченную истину — Сократа?
ПротагорСофизм Эватла. Эватл брал уроки софистики у софиста Протагора под тем условием, что гонорар он уплатит только в том случае, если выиграет первый процесс. Ученик после обучения не взял на себя ведения какого-либо процесса и потому считал себя вправе не платить гонорара. Учитель грозил подать жалобу в суд, говоря ему следующее: «Судьи или присудят тебя к уплате гонорара или не присудят. В обоих случаях ты должен будешь уплатить. В первом случае в силу приговора судьи, во втором случае в силу нашего договора». На это Эватл отвечал: «Ни в том, ни в другом случае я не заплачу. Если меня присудят к уплате, то я, проиграв первый процесс, не заплачу в силу нашего договора, если же меня не присудят к уплате гонорара, то я не заплачу в силу приговора суда». (Ошибка становится ясной, если мы раздельно поставим два вопроса: 1) должен ли Эватл платить или нет и 2) выполнены ли условия договора или нет).
ПротагорБорьба против психологизма вполне правомерна, психологизм есть смерть философии. Человек не есть психологическая предпосылка философского познания, он ― предпосылка вселенская, онтологическая, космическая. Источником философского познания могут быть лишь космические, универсальные состояния человека, а не психологические, индивидуальные его состояния. «Человек ― мерило вещей», ― учил Протагор, и это стало источником релятивизма, скептицизма и позитивизма. Отъединенный от космоса, замкнутый в себе, потерявший связь с абсолютным бытием, человек всего менее может быть мерилом вещей. Софисты, релятивисты, позитивисты не знают человека как микрокосма, как образа и подобия бытия абсолютного. У них человек понижен в ранге, деабсолютизирован, превращён в относительное состояние, в пучок ощущений, в каплю в море мировой необходимости, в песчинку песчаной пустыни бытия.
ПротагорИ Протагор, во пренье словес необычайно искусный...:376
ПротагорСлышал я, Протагор, что ты в преклонные годы, Стены покинув Афин, старцем скончался в пути. Город Кекропа тебя на изгнанье обрёк, но напрасно — Ты от Паллады ушёл, а от Плутона не смог.:377
ПротагорИ Гиппократ, встававший до рассвета, Чтоб поспевать к софисту Протагору… Но я люблю урода Теэтета: От математики к великому простору Он шёл и до конца в нём воля не иссякла. «Он совершил труды, достойные Геракла».
ПротагорЗнать хотите про ту го́ру, Расспросите Протагора, Мне гора ― без интереса, Интересен ― Протагор. Там, где горе, боги, горы, У Афинов, между гор, Был нечистым, и речистым, На язык и разговор, Был не плох и не хорош, В общем, что с него возьмёшь!
ПротагорУстал я от речей И перестану скоро Быть мерою вещей По слову Протагора.
ПротагорПротагор Цитаты, цитаты по Протагор, Протагор
Следующая