Протагор Цитаты

Здесь вы можете найти и скачать цитаты Протагор

Протагор цитаты, мысли, афоризмы, высказывания

#127

Упражнение дает больше, чем хорошее природное дарование.

Протагор
#128

О богах я не могу знать, есть ли они, нет ли их, потому что слишком многое препятствует такому знанию, — и вопрос темен, и людская жизнь коротка.

Протагор
#129

Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют.

Протагор
#30021

Все подобно всему в каком-нибудь отношении.

Протагор
#30023

О богах я не могу знать ни того, что они есть, ни того, что их нет… ибо много препятствий знаю: и неявленность предмета и краткость человеческой жизни.

Протагор
#30024

Образование не дает ростков в душе, если оно не проникает до значительной глубины.

Протагор
#30025

Человек есть мера всех вещей: существующих - что они существуют, несуществующих - что они не существуют.

Протагор
#113358

Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют.

Протагор
#113359

Упражнение, друзья, даёт больше, чем хорошее природное дарование.

Протагор
#113361

Что каждому кажется, то и достоверно

Протагор
#331427

Человек есть мера всем вещам — существованию существующих и несуществованию несуществующих.:375

Протагор
#331428

Душа есть чувства и больше ничего.:375 — (об этом высказывании Протагора пишет также и Платон в своём диалоге «Феэтет»)

Протагор
#331429

О богах я не могу знать, есть ли они, нет ли их, потому что слишком многое препятствует такому знанию, — и вопрос тёмен, и людская жизнь коротка.:375

Протагор
#331431

Протагор был изобретателем подкладки, которую носильщики подкладывают под свою ношу.:376

Протагор
#331432

Действительно, и чувственно воспринимаемые линии не таковы, как те, о которых говорит геометр (ибо нет такого чувственно воспринимаемого, что было бы прямым или круглым именно таким образом; ведь окружность соприкасается с линейкой не в [одной] точке, а так, как указывал Протагор, возражая геометрам); и точно так же движения и обороты неба не сходны с теми, о которых рассуждает учение о небесных светилах, и [описываемые ею] точки имеют не одинаковую природу со звёздами.

Протагор
#331433

Далее, если относительно одного и того же вместе было бы истинно всё противоречащее одно другому, то ясно, что все было бы одним [и тем же]. Действительно, одно и то же было бы и триерой, и стеной, и человеком, раз относительно всякого предмета можно нечто одно и утверждать и отрицать, как это необходимо признать тем, кто принимает учение Протагора. И в самом деле, если кто считает, что человек не есть триера, то ясно, что он не триера. Стало быть, он есть также триера, раз противоречащее одно другому истинно.

Протагор
#331434

В той области, которая относится к слову, есть один частный вопрос — внешние способы выражения. Знание их есть дело актёрского искусства и того, кто руководит театральной постановкой, например, как выразить приказание, как мольбу, рассказ, угрозу, вопрос и ответ и т.п. Знание или незнание этого не вызывает к поэтическому произведению никакого упрёка, который заслуживал бы серьёзного внимания. В самом деле, какой ошибкой можно было бы признать то, в чём Протагор упрекает (Гомера), будто он, думая, что умоляет, приказывает, сказав: «Гнев, богиня, воспой». (Протагор) говорит, что поставить в форме повелительного наклонения слова, обозначающие делать что-нибудь или не делать, — это приказание. Поэтому следует оставить этот вопрос, как относящийся не к поэтике, а к другой науке.

Протагор
#331435

Он же первый ввёл в употребление сократический способ беседы; и первый применил в споре антисфеновский довод, по которому должно получаться, что противоречие невозможно (так сообщает Платон в Эвфидеме); и первый указал, как можно оспорить любое положение. ... И это он выделил четыре вида речи — пожелание, вопрос, ответ и приказ.:376

Протагор
#331436

Прекрасно, Эмпедокл: я иду за тобою до самого жерла Этны. Но на другой стороне стоит Протагор и удерживает меня, говоря: предел и мера вещей есть человек; что подлежит чувствам, то действительно существует, а что не подлежит им, того нет на самом деле. Прельщённый такою речью Протагора, я в восхищении от того, что он всё, по крайней мере, наибольшую часть представляет человеку.

Протагор
#331437

...к чему с молодости привыкнешь, от того и в старости не скоро отвыкнешь. Также urit mature, quod vult urtica manere, то-есть и крапива молодая жжет. Так некогда из одного беремя дров, которые Протагор, будучи ещё мальчиком, связал, приноравливая к своим плечам, узнал Демокрит, что в нём великая острота разума находится.

Протагор
#331438

Проходя протекшие времена и столетия, мы везде обретаем терзающие черты власти, везде зрим силу, возникающую на истину, иногда суеверие, ополчающееся на суеверие. Народ афинский, священнослужителями возбужденный, писания Протагоровы запретил, велел все списки оных собрать и сжечь. Не он ли в безумии своём предал смерти, на неизгладимое вовеки себе поношение, вочеловеченную истину — Сократа?

Протагор
#331439

Софизм Эватла. Эватл брал уроки софистики у софиста Протагора под тем условием, что гонорар он уплатит только в том случае, если выиграет первый процесс. Ученик после обучения не взял на себя ведения какого-либо процесса и потому считал себя вправе не платить гонорара. Учитель грозил подать жалобу в суд, говоря ему следующее: «Судьи или присудят тебя к уплате гонорара или не присудят. В обоих случаях ты должен будешь уплатить. В первом случае в силу приговора судьи, во втором случае в силу нашего договора». На это Эватл отвечал: «Ни в том, ни в другом случае я не заплачу. Если меня присудят к уплате, то я, проиграв первый процесс, не заплачу в силу нашего договора, если же меня не присудят к уплате гонорара, то я не заплачу в силу приговора суда». (Ошибка становится ясной, если мы раздельно поставим два вопроса: 1) должен ли Эватл платить или нет и 2) выполнены ли условия договора или нет).

Протагор
#331440

Борьба против психологизма вполне правомерна, психологизм есть смерть философии. Человек не есть психологическая предпосылка философского познания, он ― предпосылка вселенская, онтологическая, космическая. Источником философского познания могут быть лишь космические, универсальные состояния человека, а не психологические, индивидуальные его состояния. «Человек ― мерило вещей», ― учил Протагор, и это стало источником релятивизма, скептицизма и позитивизма. Отъединенный от космоса, замкнутый в себе, потерявший связь с абсолютным бытием, человек всего менее может быть мерилом вещей. Софисты, релятивисты, позитивисты не знают человека как микрокосма, как образа и подобия бытия абсолютного. У них человек понижен в ранге, деабсолютизирован, превращён в относительное состояние, в пучок ощущений, в каплю в море мировой необходимости, в песчинку песчаной пустыни бытия.

Протагор
#331441

И Протагор, во пренье словес необычайно искусный...:376

Протагор
#331442

Слышал я, Протагор, что ты в преклонные годы, Стены покинув Афин, старцем скончался в пути. Город Кекропа тебя на изгнанье обрёк, но напрасно — Ты от Паллады ушёл, а от Плутона не смог.:377

Протагор
#331443

И Гиппократ, встававший до рассвета, Чтоб поспевать к софисту Протагору… Но я люблю урода Теэтета: От математики к великому простору Он шёл и до конца в нём воля не иссякла. «Он совершил труды, достойные Геракла».

Протагор
#331444

Знать хотите про ту го́ру, Расспросите Протагора, Мне гора ― без интереса, Интересен ― Протагор. Там, где горе, боги, горы, У Афинов, между гор, Был нечистым, и речистым, На язык и разговор, Был не плох и не хорош, В общем, что с него возьмёшь!

Протагор
#331445

Устал я от речей И перестану скоро Быть мерою вещей По слову Протагора.

Протагор

Протагор Цитаты, цитаты по Протагор, Протагор

Следующая